homepage
галерея
авторы
о проекте
ссылки
теория
форум

Светофильтры и смягчающие насадки.

Светофильтром вообще называется среда, спектрально изменяющая проходящий через нее свет. Применяемые в фотографии светофильтры делят на монохроматические и компенсационные. Монохроматические светофильтры пропускают узкую спектральную зону лучей и служат для освещения фотолабораторий, а также для научных целей. Компенсационные светофильтры частично ослабляют или полностью задерживают лучи некоторой сравнительно широкой зоны спектра и пропускают лучи другой, также широкой зоны спектра (например, пропускают желтые, оранжевые и красные лучи и задерживают или ослабляют фиолетовые, синие и голубые).

Кроме того, в фотографии применяют нейтрально-серые светофильтры, равномерно задерживающие все цветные лучи, т. е. просто ослабляющие интенсивность света, и поляризационные светофильтры. Компенсационные светофильтры. Хотя все негативные фотоматериалы чувствительны к желто-зеленым, оранжевым, а некоторые и к красным лучам, все же чувствительность их к сине-фиолетовым лучам всегда выше. Это обстоятельство приводит к тому, что во время съемки сине-фиолетовые лучи воздействуют на светочувствительный слой сильнее, чем все прочие лучи, что ведет к тонально неправильной передаче различных цветов на готовом снимке. Например, при одновременной съемке двух предметов-синего и желтого -первый получится на снимке светлее, чем он представляется в натуре, а второй - темнее.

Чтобы устранить это явление, необходимо во время съемки ослабить действие сине-фиолетовых лучей, т. е. задержать некоторую часть их. Для этого применяют компенсационные светофильтры.

В фотографической практике применяют отшлифованные плоскопараллельные стеклянные светофильтры, окрашенные в массе либо покрытые тонким слоем окрашенной желатины. В последнем случае окрашенный слой желатины для защиты покрывают вторым стеклом и окантовывают.

Чаще всего светофильтры делают круглыми и снабжают оправой, при помощи которой их плотно надевают на оправу передней линзы объектива. Бывают и универсальные оправы с пружинными держателями, позволяющие заменять в них один светофильтр другим и надевать их на объективы разных диаметров.

Применяют и такие светофильтры, которые полностью поглощают сине-фиолетовые лучи. Такие светофильтры также нарушают баланс цветных лучей, но в направлении, противоположном тому, которое имеет место при съемке без светофильтра. Если при съемке без светофильтра синие цвета передаются на готовом фотоотпечатке слишком светлыми тонами, то при оранжевом или красном светофильтре они получаются слишком темными.

Наиболее часто используют желтые светофильтры, которые в зависимости от плотности окраски делят на светлые, средние и плотные.

Чем плотнее окраска желтых светофильтров, тем сильнее они поглощают сине-фиолетовые лучи. Наиболее плотные светофильтры почти полностью поглощают эти лучи. Оранжевые светофильтры не только поглощают полностью сине-фиолетовые лучи, но и частично зеленые.

Применяя компенсационные светофильтры, можно изменять баланс цветных лучей, действующих на фотоматериал, и в зависимости от цвета и плотности светофильтра изменять характер изображения. Например, если небо с белыми облаками при съемке без светофильтра получается на фотоснимке сплошь белым или с едва заметными очертаниями облаков, то при светлом желтом светофильтре облака становятся уже хорошо заметными. Достаточно взять светофильтр поплотнее, и небо станет на снимке темнее, от чего облака будут выделяться лучше. Таким путем можно подобрать светофильтр такой плотности, при которой небо и облака будут переданы на снимке так, как они воспринимаются нами в натуре. Это будет тонально правильная цветопередача.

Если взять светофильтр еще плотнее, правильность цветопередачи будет тоже нарушена, но уже в другую сторону: небо получится на снимке темнее, чем оно кажется в натуре. Если же применить такой светофильтр, который полностью поглощает сине-фиолетовые лучи, например красный, то небо получится совсем черным. Такой эффект носит название "переисправленной цветопередачи".

Применяя светофильтры, нельзя упускать из виду характер и степень сенсибилизации фотоматериала. Совершенно очевидно, что нельзя применять светофильтры, пропускающие лучи, не действующие на данный фотоматериал. При съемке на несенсибилизированных фотоматериалах, нечувствительных к желтым лучам, желтый светофильтр, надетый на объектив фотоаппарата, сыграет роль светонепроницаемой крышки.

Желтые светофильтры применимы для всех сенсибилизированных фотоматериалов, оранжевые - для пластинок "Изохром" и "Панхром" и пленок "Изохром", и "Изопанхром", красные - только для пластинок "Панхром" и пленок "Изопанхром".

Частично или полностью поглощая наиболее актиничные лучи, всякий светофильтр вызывает необходимость увеличения выдержки. Число, показывающее, во сколько раз, пользуясь тем или иным светофильтром, следует увеличить выдержку против той, которая понадобилась бы для съемки в тех же условиях без светофильтра, называется кратностью, или фактором светофильтра.

Чем плотнее светофильтр и чем ближе его цвет к красной зоне спектра, тем больше кратность светофильтра. Однако кратность не является постоянной величиной для данного светофильтра и зависит от характера сенсибилизации применяемого фотоматериала. Чем выше чувствительность фотоматериала к желто-оранжево-красной зоне спектра, тем меньшее увеличение выдержки потребуют для него желтые, оранжевые и красные светофильтры, тем кратность их будет меньше.

Существенное влияние на кратность светофильтра оказывает и спектральный состав света, при котором происходит съемка. Чем меньше в составе этого света сине-фиолетовых лучей, тем кратность светофильтра меньше. Таким образом, кратность одного и того же светофильтра при дневном свете, богатом сине-фиолетовыми лучами, всегда больше, чем при искусственном освещении, богатом желтыми, оранжевыми и красными лучами и бедном сине-фиолетовыми лучами.

Промышленность выпускает светофильтры разных цветов и плотностей под условными шифрами: ЖС-12, ЖС-17 и т. п., характеризующими цвет и плотность светофильтра. Кроме этих шифров на оправе светофильтра указан посадочный диаметр оправы или размеры резьбы объектива, для которого предназначен светофильтр.

Нейтрально-серые светофильтры служат для ослабления интенсивности света и предупреждения передержки в тех случаях, когда этого нельзя достигнуть диафрагмированном объектива или уменьшением выдержки или когда чрезмерное диафрагмирование нежелательно.

Промышленность выпускает нейтрально-серые светофильтры под марками НС-1, НС-2 и НС-3 с разной оптической плотностью.

Поляризационные светофильтры, или поляроиды, предназначены для частичного или полного устранения бликов на изображении блестящих предметов, а также для устранения на снимках отражений при съемке витрин, застекленных картин, музейных экспонатов и т. п. Действие этих светофильтров основано на поляризации света (см. § 2) и состоит в том, что будучи определенным образом ориентированы, эти светофильтры полностью или частично поляризуют проходящий через них свет.

Поляризационный светофильтр представляет собой тонкую нитро- или ацетилцеллюлозную пленку, в которой расположены ультрамикроскопические кристаллы поляризующего вещества, ориентированные в одном и том же направлении. Для защиты от влаги и механических повреждений эту пленку вклеивают между двумя стеклянными пластинками.

В природе встречаются прозрачные вещества, обладающие сильно выраженной поляризующей способностью. Такими природными свойствами обладают, например, кристаллы исландского шпата, турмалина, герапатита и др.

В настоящее время известно довольно большое число естественных и искусственных кристаллов с подобными свойствами, но наибольшее применение имеет герапатит (полийодит сульфата хинина), полученный в 1852 г. химиком Герапатом.

Герапатит удобен не только тем, что обладает весьма сильными поляризующими свойствами, но и тем, что даже тончайшие чешуйки его, толщиной менее 0,1 мм, практически полностью поляризуют проходящий через них свет.

Поскольку блики и отражения посылают в объектив фотоаппарата поляризованный свет, а вся остальная поверхность снимаемых предметов - естественный, при съемке с поляризационным светофильтром блики и отражения на снимке устраняются, а изображение сфотографированных предметов в целом сохраняется.

Поляризационные светофильтры выпускают под марками ПФ-32, ПФ-36 и ПФ-42 применительно к объективам с такими же наружными диаметрами оправ. Внешне это серовато-дымчатые стекла, встроенные в круглую оправу, которая в свою очередь вмонтирована во вторую, наружную оправу и может быть повернута в ней в плоскости светофильтра. Этой наружной оправой светофильтр надевают на объектив. Необходимость в оправе такой конструкции объясняется тем, что ориентирование светофильтра осуществляется поворотом его в оправе и заключается в поисках такого положения, при котором излишние блики устраняются.

Если фотоаппарат снабжен матовым стеклом, то светофильтр ориентируют визуально, наблюдая за изображением на матовом стекле и медленно вращая светофильтр, надетый на оправу объектива. Так можно ориентировать светофильтр и в зеркальной камере.

Если же фотоаппарат не имеет матового стекла, то светофильтр ориентируют по глазу. Для этого, глядя сквозь светофильтр, вращают его внутреннюю оправу до тех пор, пока не исчезнут ненужные блики. Найдя таким путем требуемое положение светофильтра, его надевают в том же положении на объектив фотоаппарата.

После того как светофильтр сориентирован и надет на объектив, аппарат нельзя поворачивать вокруг оптической оси объектива, т. е. переходить с горизонтального кадра на вертикальный и обратно. Нельзя также менять точку или направление съемки.

Поляризационный светофильтр может быть с успехом применен и для затемнения неба при съемке пейзажей, причем он позволяет изменять степень затемнения в широких пределах. Затемнение неба может быть достигнуто и цветными компенсационными светофильтрами: желтыми, оранжевыми и красными, но такие светофильтры одновременно с затемнением неба изменяют контраст наземных предметов. Поляризационные светофильтры позволяют сохранить этот контраст. В этом легко убедиться, если посмотреть на пейзаж сквозь светофильтр, постепенно поворачивая его перед глазом.

Поляризационные светофильтры применяют также при фотографировании людей в очках.

Поглощая часть света, поляризационные светофильтры требуют соответственного увеличения выдержки при съемке. Герапатитовые светофильтры пропускают приблизительно 28% падающего на них света и поэтому требуют примерно трех-, четырехкратного увеличения выдержки.

Степень поляризации света при отражении существенно зависит от угла падения света на объект. Наибольшей силы она достигает при угле 30 - 40T. В этом случае действие поляризационного светофильтра достигает наибольшего эффекта, т. е. блики и отражения можно убрать полностью. В других случаях такого эффекта достигнуть не удается.

По той же причине при съемке объемных предметов невозможно одновременно погасить все блики снимаемого объекта, поскольку на различные части объекта свет падает под разными углами.

Со всеми светофильтрами необходимо обращаться так же бережно, как и с объективами. Протирать светофильтры надо осторожно мягкой полотняной тряпочкой, а при сильном загрязнении-ваткой, слегка смоченной спиртом. Нельзя протирать светофильтры бумагой. Светофильтры следует хранить в футлярах. Склеенные светофильтры надо предохранять от сырости и высокой температуры.

Смягчающие насадки. Для получения мягкого изображения в художественной фотографии применяют диффузоры и молярные линзы, надеваемые на объектив и в известной мере заменяющие собой мягкорисующие объективы.

Диффузоры представляют собой бесцветные плоскопараллельные стеклянные пластинки круглой формы, на одной поверхности которых в виде углублений выгравирована сетка или концентрические круги. Встречаются диффузоры с различным узором сетки.

Действие диффузора заключается в том, что часть лучей, падая на грани углублений, отклоняется и, проходя через объектив, дает кроме основного резкого изображения множество побочных размытых изображений. В зависимости от узора и густоты сетки может быть достигнута и различная степень размытости изображения, придающая снимку особый эффект мягкости.

Молярная линза представляет собой склеенные плосковыпуклую и плосковогнутую линзы с одинаковыми радиусами кривизны и снаружи имеет вид плоскопараллельной стеклянной пластинки. Действие молярной линзы состоит в том, что она вносит в объектив хроматическую аберрацию для лучей зеленой и последующих длинноволновых зон спектра, не нарушая хроматической коррекции объектива для лучей сине-фиолетовой зоны. Вследствие этого, вместе с резким изображением, построенным наиболее актиничными сине-фиолетовыми лучами, на снимке получается побочное размытое изображение, как бы наложенное на резкое.

Смягчение изображения может быть достигнуто и более простыми способами, например шелковыми и другими сетками, надеваемыми на объектив.

homepage