Как складывается рисунок движения в кадре? Во многом он зависит от выбора точки съемки, от соотношения направлений оптической оси объектива и развивающегося в кадре движения. Встречаются случаи движения на аппарат и от аппарата, в глубь кадра; движение может развиваться вдоль картинной плоскости и идти по плоскостной или. глубинной диагонали.
Немалое значение имеет положение объекта на картинной плоскости, место, которое он занижает в кадре. В динамичных сюжетах следует избегать строго центральных композиций, когда объект размещается где-то в зоне пересечения диагоналей прямоугольника кадра. Как правило, центральные композиции лишены подчеркнутой направленности, отсюда появляется устойчивость рисунка, статика. Поэтому движущийся объект при компоновке кадра чаще всего сдвигают в сторону от центра, причем то ходу его движения оставляют большее свободное пространство, чем позади. С помощью этого простого приема движение как бы получает более полную характеристику: становится очевидным, куда будет смещаться объект в последующие моменты.
С особой внимательностью следует относиться к кадрированию динамичных снимков. Для передачи движения часто необходимы достаточно широкие пространства. Поэтому тесные срезы пространства рамкой кадра и подчеркнуто крупные планы порой оказываются помехой для общей динамичности изображения и словно останавливают развивающееся в кадре движение.
Один из надежных приемов передачи движения на снимке - нерезкость. Нужно помнить, что слишком высокие скорости затвора полностью лишают снимок элементов нерезкости, и это снижает эффект динамичности Например, если на снимке, сделанном на велогонках, мы отчетливо видим каждую спицу колеса велосипеда, то он кажется нам остановившимся.
Недостаточно подметить характерную фазу движения и запечатлеть ее на снимке. Необходимо еше использование чисто фотографических приемов, которые помогают выявлению движения, выразительной передаче его на снимке.